12 Июль 2016
Настоящим знаковым событием стала «Ночь музыки в Гатчине». Она проводится вот уже 7 лет и собирает тысячи ценителей классической музыки.
«НьюИнформ» побывал в минувшие выходные на этом празднике жизни, насладившись исполнением известных симфонических композиций и романтичной атмосферой, царившей в бывшей резиденции царской семьи.
Яркие музыкальные ночи, устраиваемые администрацией Гатчинского Дворца при поддержке Санкт-Петербургского правительства, считаются достойным продолжением императорской традиции. Знаете ли вы, что Александр III, прозванный в народе «Миротворцем» за особую заботу о родной земле, и сам любил играть на трубе, созывать в Гатчину музыкантов и гостей, устраивая званые вечера?
В этом году фестиваль является знаковым еще и потому, что проходит в рамках 250-летия некогда любимой резиденции государственных правителей России.
По словам директора музея – заповедника Василия Юрьевича Панкратова, формат фестиваля является уникальным, нигде в России, да и за рубежом не практикуют выступлений на плавучей сцене:
«Это решение появилось само собой, потому что история Гатчинского Дворца, его венценосных жителей неразрывно связана с музыкой. Концерт объединил в себе все, что нас здесь окружает: теплая летняя ночь, дворцовые пейзажи и конечно музыка. Сюда прекрасно вписалась идея с понтоном, на котором находится сцена с музыкантами, прямо посредине водной глади Белого Озера»- рассказывает Василий Юрьевич и не без гордости добавляет: «Мы не заимствовали эту идею, она только наша. Да, в Европе есть фестивали, проходящие около воды, на берегу, но еще никто не отважился играть на открытом водном пространстве, стоя на сцене посреди озера».
Да, организовать такое действо – дорогого стоит. И мы не могли не заметить, что в программе этого года присутствуют только российские коллективы. Ранее, Гатчина часто принимала зарубежных гостей, которые с удовольствием выступали в рамках мероприятия. На возникший вопрос «Ньюинформу» концертный директор Юрий Серов ответил в духе сегодняшнего дня:
«А, у нас, как у всех – импортозамещение!». Конечно, Юрий Эдуардович юморил, но, к сожалению, он был вынужден признать наличие внешнего политического влияния не только на российские футбол и атлетику, но и на культурную среду в том числе: «Да, стоит признаться, что некоторые партнеры не готовы приезжать в виду сложившейся обстановки. Конечно, мы ощущаем на себе последствия зарубежной политики всевозможных ограничений, хотя мы, как деятели культуры, меньше всего связаны с этой сферой. Однако мы понимаем, что это проходящие моменты и не сомневаемся, что скоро наше сотрудничество с другими странами вернется в прежнее русло».
Судя по празднику и настрою тысячей зрителей никто особо и не расстроился из-за отсутствия зарубежных коллег. Тем более нам и самим есть, что показать. В этом году впервые были представлены замечательные солисты из Москвы, звезды мировой величины, известные в музыкальном сообществе - Вячеслав Лаврик, солист Российского национального оркестра, известный тем, что стал самым молодым концертмейстером группы труб, заняв эту должность уже в 20 лет; Назар Кожухарь, смелый экспериментатор в области классической музыки, играющий на инструментах Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов, в том числе и на скрипке Страдивари «Юсупов» 1736 года. Но в этот раз свое сольное выступление музыкант отыграл на электронной скрипке, отдав дань современным технологиям. Как тут не согласится со словами Юрия Эдуардовича о том, что где-где, а уж в музыке мы всегда будем бесспорными лидерами. Ни один допинговый скандал этого никогда не изменит. Здесь и не поспоришь.
Нельзя не упомянуть и еще одного легендарного артиста, выступившего этой ночью на гатчинской плавучей сцене. Талантливый пианист и виртуоз Олег Вайнштейн открывал концерт «Славянским Маршем» Чайковского, что само по себе уже патриотично звучало и те аплодисменты, что импровизированный зрительный зал, занявший всю территорию дворцового парка, щедро дарил, говорят о том, что слушатели искренне разделяли это чувство вместе с исполнителем.
И музыкант это подтвердил: «Действительно, атмосфера совершенно уникальная. Когда играешь на фоне таких удивительных пейзажей, боишься чувствовать себя в некой изоляции от публики. И я был приятно удивлен, что каким-то образом настроение зрителей, их реакция чувствовалась на сцене, несмотря на ее необычный формат» - поделился с нами впечатлениями Олег.
Конечно, мы не могли не поинтересоваться у Олега его отношением к недавнему выступлению Валерия Гергиева в разрушенной сирийской Пальмире. Напомним, что артисты Мариинского театра во главе с известным дирижером совершили бесстрашный по меркам сегодняшней обстановки на Ближнем Востоке поступок, отыграв для жителей города, только-только освобожденного от боевиков ИГ*, концерт классической музыки.
«Я преклоняюсь перед поступком наших музыкантов, ведь главная цель музыки заключается как раз в примирении, объединении, она для этого и существует. Если честно, то я и сам должен был принять участие в нечто подобном: у нас с Василием Герелло, известным оперным певцом и солистом Мариинского театра, намечался совместный концерт в Сирии, но, к сожалению, его даты совпали с другим выступлением и я так и не смог вылететь. Если выпадет такая возможность еще раз, я обязательно ей воспользуюсь» - заверил нас артист.
И у нас нет сомнений на этот счет, ибо история России не раз доказывала неразрывную связь музыки и гражданского долга. Чего стоит только Шостакович со своей седьмой симфонией в Блокадном Ленинграде.
Кстати, Гатчина пострадала больше всех во время войны. Дворец был основательно разрушен и разорен. Сегодня, благодаря стараниям и города и кремлевского правительства в целом, эта царская резиденция вернула себе былую славу и продолжает восстанавливаться, развиваться, не смотря ни на какие санкции и ограничения извне. Потому что это необходимо нам, простым гражданам своей страны, потому что это стратегически важно для государства, которому необходимо духовно развитое, воспитанное на родной культуре общество, знающее свою историю, а значит имеющее и будущее. И это тоже неоспоримый факт, как и многогранный российский талант, блиставший этой июльской ночью в императорских угодьях.
Использованы материалы с сайта: http://social.newinform.com/