Строительство в Сочи. Подготовка к олимпиаде 2014
27 Июль 2010
Новый терминал международного аэропорта Сочи начнет свою работу в апреле. Курортная столица России обрела современные и безопасные воздушные ворота, которые гостеприимно открываются для туристов, участников и гостей Олимпиады-2014.
Cамый крупный и самый популярный курорт России, который принимает отдыхающих круглогодично, долгое время не мог похвастаться своим аэропортом. Построенный еще в 1957 году аэровокзал каждое лето превращался в небольшой Шанхай, стараясь достойно принять и отправить домой более миллиона туристов. В 1989 году началось строительство нового терминала, но экономический кризис 1990-х гг. на два десятилетия отодвинул срок его сдачи в эксплуатацию.
В 2007 г. международный аэропорт Сочи вошел в состав авиационного сектора компании «Базовый Элемент». Позднее управляющая компания «Базэл Аэро» объявила тендер на достройку аэропорта, победителем которого стала компания Strabag AG. Работы по завершению строительства аэровокзального комплекса начались в апреле 2008 года.
5,8 млрд руб. было потрачено на реализацию проекта к концу 2009 г.
Еще около 1 млрд руб. планируется потратить в течение 2010-2011 гг.
В настоящее время новый аэровокзальный комплекс аэропорта Сочи готовится к полноценной работе и ежедневному приему пассажиров. О завершении строительства и перспективах развития аэропорта г. Сочи мы беседуем с генеральным директором компании «Базэл Аэро» Сергеем Константиновичем ЛИХАРЕВЫМ.
– Какими возможностями будет обладать новый аэровокзальный комплекс по сравнению с существующим терминалом?
– Сравнивать старый и новый терминалы невозможно. Поскольку действующий терминал возводился полвека назад и сейчас представляет собой бессистемный комплекс строений, не соответствующих современным стандартам. Можно сравнить интегрированную пропускную способность того и другого: она составляет 1000 человек в час у старого и 2500 человек в час – у нового. Все остальные характеристики сопоставлять просто нет смысла, поскольку эффективность их работы совершенно разная.
Сам корпус нового терминала был построен почти 20 лет назад. Здание представляет собой двухуровневое строение – двухэтажное в основной части и трехэтажное в той, которая планируется для коммерческого использования: под офисы, магазины, кафе и пр. Строительные и ремонтные работы велись на крыше и фасаде, во внутренних помещениях терминала.
В основной части здания две независимые зоны: первый этаж для прилетов и второй – для вылетов. Зона вылета условно поделена на три сектора. Два предназначено для внутренних линий, один – для международных. Внутренние линии имеют два острова регистрации на 19 стоек каждый и могут обеспечивать вылет 2000 пассажиров в час. На международные рейсы можно зарегистрироваться на 10 стойках, которые обеспечивают пропуск 500 человек в час. Багажная система для тех или иных направлений физически независима, но имеет единую информационную систему и рассчитана на досмотр и оформление 7000 единиц багажа в час, причем только на вылет.
Новый терминал – это современный, оборудованный по последнему слову техники и комфортный аэровокзальный комплекс. К 2012 году к зданию пассажирского терминала планируется пристроить посадочную галерею с телетрапом длиной 450 м, которая позволит организовать проход к самолетам в соответствии с мировыми требованиями.
– Аэропорты – зоны повышенного риска. Какими мероприятиями будет обеспечена безопасность в новом аэровокзальном комплексе?
– В первую очередь, это стандартная работа службы авиационной безопасности. В помощь ей в новом терминале установлено специальное оборудование, помогающее обнаружить опасные вещества и устройства. Четырехуровневое сканирование багажа осуществляется дистанционно, после регистрации и без участия пассажиров. На первом уровне багаж проверяется компьютерной системой. Затем, при любых сомнениях, оператор может назначить дополнительное сканирование в большем числе проекций и в расширенном энергетическом спектре. Если сомнения остались – багаж отправляется на ручной досмотр.
Вероятность того, что опасный груз не будет обнаружен, в сумме составляет менее 0,01%. Установленное багажное оборудование – одного из мировых лидеров, голландской фирмы-производителя VanDerLande industries.
Досмотр пассажиров и досмотр ручной клади обеспечивается рамочными сканерами и индивидуальным досмотром сотрудниками службы безопасности. В секторе внутренних воздушных линий установлено 16 «рамок», в секторе международных линий их 4. «Рамки» – это микроволновый портал SafeScount, разработанный американской компанией SafeView. Система за 3–4 секунды сканирует информацию с тела человека и отображает на экране все данные, выдавая сигнал тревоги при наличии запрещенных предметов. В оборудовании используется специальная программа автоматического распознавания оружия, мобильных телефонов и прочих предметов, особо значимых при допуске на борт самолетов. Подобное оборудование уже используется во многих странах мира. У нас оно установлено в «Шереметьево-1» и «Внуково». Именно этот досмотровый портал был задействован в целях безопасности во время проведения зимних Олимпийских игр в Турине.
– Олимпийская стройка в значительной мере преобразит транспортную инфраструктуру Сочи и близлежащих районов. Каким образом в систему дорог вписывается аэропорт, насколько он станет доступнее и «ближе» к основным точкам города и объектам Олимпиады?
– В районе аэропорта строятся две транспортные развязки. Одна из них – Краснополянская, на ул. Мира – специально для нужд аэропорта. Она будет полностью лишена светофоров как со стороны города, так и со стороны Красной Поляны, чтобы не блокировать движение по федеральной трассе Адлер – Красная Поляна. Кроме того, на пересечении Авиационной ул. и ул. Мира строится многоуровневое «Адлеровское кольцо», которое разведет потоки машин, едущих по маршруту Сочи – Адлер и Сочи – Красная Поляна.
После введения в эксплуатацию двух развязок из аэропорта до Красной Поляны можно будет добраться за 27 минут. Расчетное время прибытия в главную Олимпийскую деревню в Имеретинской низменности – 15 минут.
Помимо этого, к 2012 году будет построена отдельная железнодорожная ветка, которая соединит аэровокзальный комплекс и Красную Поляну. Можно будет, не выходя из поезда, попасть в «Горный кластер».
Международный аэропорт Сочи– Когда новый аэровокзальный комплекс примет первые регулярные рейсы?
– Первая очередь строительства практически завершена. Погодные условия несколько задержали срок окончания привокзальной площади – там много земляных работ. Тем не менее представители Технадзора уже с 18 марта присутствуют на объекте, проверяя соответствие выполненных работ утвержденному проекту. Технологически комплекс готов к эксплуатации, но проверке подвергается практически все, поскольку в аэропортах нет более или менее важных составляющих. И противопожарная система, и туалеты создают единый комплекс, комфортный и безопасный для находящихся в нем людей. Думаю, в начале апреля мы примем первые авиалайнеры. Вторая очередь аэровокзального комплекса – посадочная галерея с телетрапом – будет построена к сентябрю 2012 года.
– Насколько важен новый аэровокзальный комплекс для Сочи, что он даст для развития города и региона в целом?
– Говорить об особой роли аэровокзала как отдельного объекта в сегодняшней и будущей жизни города, наверное, нельзя. Реализуется целый комплекс мероприятий по развитию города, который, несомненно, приведет к повышению инвестиционной и туристической привлекательности Сочи и ближайших районов. Это одно из красивейших мест, с изумительным климатом и возможностью как летнего, так и зимнего отдыха. Сейчас Сочи проигрывает в транспортной и гостиничной инфраструктуре. Но благодаря реализуемой программе дорожная сеть будет практически полностью реструктурирована, появится новая железнодорожная ветка, все составляющие курорта будут интегрированы в единую систему. Будет обеспечен доступ к горноклиматической зоне, получит мощный импульс к разумному освоению Имеретинская низменность. Это будет рывок в развитии. И новый аэровокзальный комплекс – его неотъемлемое условие.
Источник: «Строительство и городское хозяйство» №116 Ольга Осиновская